Марокко. Любить или ненавидеть?

За месяц мы проехали около 3000 км. В голове был набросан маршрут и места, которые точно хотели посетить, но где и на сколько будем останавливаться всегда решали на месте, отели бронировались с телефона за несколько часов до заезда в них.

В Марокко очень дешевый и доступный интернет, 5 евро за 5 Гб интернета. Скорость хорошая, легко выдерживает даже долгие разговоры по Skype.

Бронировали чаще всего на Booking.com и несколько раз через сервис AirBnb, который отлично работает и в Марокко тоже. Если никогда не пользовались AirBnb, то самое время это исправить. Многие переживают, что апартаменты будут грязными или перед заездом хозяин отменит бронь. Со мной никогда подобные случаи не происходили. Возможно потому, что я всегда выбираю апартаменты с пометкой «Суперхозяин» — значит, что владелец не получал отрицательные отзывы, выкладывает правдивые фотографии и ответственно относится к своему делу.

Наш маршрут начинался и заканчивался в городе Агадир. К счастью, свободное время в Агадире было только на обратном пути. Специально оставили один день, чтобы погулять по пляжу, зайти на известный рынок (по-арабски «сук»).

Курортный Агадир мне не понравился, даже красивая береговая линия не изменила мое отношение. Местное население здесь уже привыкло к туристам, поэтому на пляже на каждом шагу тебе предлагают что-нибудь купить, нарисовать, съесть. На рынках цены в несколько раз дороже, даже чем в Марракеше, и торговаться там никто не любит. Хорошо, что этот город не был моим первым впечатлением от Марокко, иначе я бы села на самолет и улетела обратно.

Первым местом, куда мы приехали, была Райская долина — туда ведет невероятно красивая дорога. Отель, в котором нам нужно было только переночевать, находился в такой маленькой деревне, что кроме хозяина отеля не видели больше никого. Хозяин Амир — бербер (коренные жители северной Африки)  приготовил для нас ужин, рассказал о своей жизни: как учился в Агадире, путешествовал по Европе. Рассказал, почему вернулся, как проводит свои дни, какие бывают гости в отелях, сыграл нам на традиционном музыкальном инструменте (музыка, конечно, очень сомнительной красоты), но было очень приятно и душевно.

Когда Вы путешествуете в любую страну, разговаривайте больше с местным населением. Если остановились в маленьком отеле, посидите минут 10 с хозяином и поспрашивайте о городе, стране. Я всегда вспоминаю Владимира Владимировича Познера и задаю следующий вопрос: «У меня есть только один день в Вашем городе, я могу посетить только одно место и попробовать только одно блюдо, скажите мне что это за место и блюдо?». Практически всегда ответы расходятся с путеводителями и ТОП-10 на TripAdvisor

В райской долине есть несколько водопадов. Мы попали на неделю дождей, и несмотря на то, что многие дороги были размыты и порой было немного страшно ехать, увидели водопады, которые, по словам местных, последний раз были такими большими лет пять назад. Приехав на парковку, отдали традиционные пять дирхам парковщикам.

Пошли на шум водопадов. Перед нами шли двое ребят-марокканцев. В какой-то момент мы не поняли куда идти, так как шум был слышен отовсюду. В этот момент ребята махнули рукой, чтобы следовали за ними. Мы пересекли небольшой лес и оказались на площадке перед водопадами.

Ребята начали рассказывать про водопады. Где летом можно купаться, где здесь снимают экстремальные видео, потому что смельчаки ныряют прямо с обрыва в воду. После этого они отвели нас на другую площадку, а после предложили провести экскурсию по деревне. Мы проходили с ними час в целом. В деревне живут около 200 человек, все друг друга знают, помогают делать ремонт. Молодежь редко может уехать, так как нет денег на учебу, а работать в большом городе без образования и связей сложно. Под конец нашей экскурсии они, конечно, попросили денег. Мы дали им 10 евро, поблагодарили и разошлись.

Договаривайтесь заранее о цене, чтобы не попасть в ситуацию, когда из Вас начинают вытягивать деньги. Очень часто марокканцы пытаются Вам «помочь», а по итогу просят с Вас намного больше стандартных пяти дирхам.

После Райской долины мы вернулись обратно к океану, в город Эс-Сувэйра. Город также прекрасен, как и его название. Здесь красивый океан, колоритная медина, самый лучший рынок, самое большое разнообразие еды, вкусные морепродукты и изобилие уютных ресторанов.

Мы ничего не делали, а только бродили по улицам, покупали разные сувениры на рынках, гуляли по пляжу и пили апельсиновый сок.  Я сделала себе татуировку хной, которая продержалась у меня дней пять вместо обещанных пятнадцати. Но эти приемы я уже проходила в Китае, поэтому большого доверия к сроку длительности татуировки у меня не было изначально.

А в один день мы сидели на крыше в баре с видом на площадь и океан, там пела девушка на разных языках, но каждая песня оставляла у меня такие эмоции, что я хочу вернуться в Эс-Сувэйру, сесть в том же кафе и опять услышать ее голос.

В такие моменты понимаю, что путешествовать надо не для того, чтобы пробежать миллион мест, сфотографироваться у каждого известного столба и выставить в сториз Эйфелеву башню, а вот ради таких медленных, ничем не примечательных моментов, от которых мурашки по коже и воспоминания навсегда.