Антонио Гауди. Гений, которого будут помнить вечно.

Антонио Гауди - известный архитектор, который задумал, спроектировал и начал воплощать в жизнь самую долгую стройку века. Он родился и вырос в Каталонии. Всегда был патриотом своего края и страны, поэтому его шедевры можно найти только в Испании. Я хочу рассказать немного о биографии архитектора и о его основных творениях, глядя на которые у всех без исключению возникает только один вопрос "Как такое возможно было придумать?". 

 

Детство и ранние творческие годы

Родился в маленьком городе Реус, в Каталонии. В школьные годы Гауди страдал от ранних ревматических болей, двигаться иногда давалось не просто, не говоря уже о подвижных играх со сверстниками. Для своих лет он был умным ребенком, но никогда не был даже близко с гордым званием «лучшего ученика», как у многих гениев у него был скверный характер. Из всех предметов больше любил геометрию. Из-за неспособности бегать с мальчишками, он много времени проводил в одиночестве на природе или в мастерской у своего отца, который был потомственным котельщиком. Наблюдая, как твердая сталь на глазах становилась мягкой и пластичной, юный Гауди представлял, что из нее можно было сделать все, что угодно: листья, деревья, придать форму облака, птицы, всего на что хватит фантазии. А фантазии у Гауди было на несколько поколений вперед. 

 

Гауди рос в любящей и заботливой семье, которая поддерживали его начинания. После нескольких лет усердных подготовок, когда ему было 22 года Гауди поступил в Высшую Архитектурную Школу. Читая биографии талантливых людей, я заметила, что поведение часто слабое звено таких личностей. Возможно, они считали себя выше и лучше остальных, возможно это самоуверенность, а может это просто способ раздвинуть рамки, которое общество постоянно ставит вокруг себя и других. Во время учебы в академии преподаватели не выносили заносчивого выскочку Гауди, который всегда выполнял задания и проекты, так как это видел он. Один из профессоров даже сказал: «Перед нами или сумасшедший, или гений». 

 

После окончания учебы Гауди спроектировал несколько зданий на севере Испании и в Барселоне. Но настоящая известность пришла откуда не ждали, доля случая перевернула его жизнь. 

Роковое знакомство

Начинающий архитектор брался за любую работу и однажды его попросили оформить витрину в магазине перчаток. Отдала бы многое за то, чтобы увидеть, как из обычных перчаток Гауди сотворил город, где перчатки были и людьми, гуляющими по улицам, и лошадьми, проезжающими по мостовым, и разгуливающими кошками. Не представляю, как он обеспечивал пропорции, но уверенна выглядело это впечатляюще, потому что именно в тот момент, когда он нанизывал перчатки на специальное металлические каркасы, к нему и подошел самый главный человек в становлении его карьеры – Эусибио Гуэль - сын богатого отца-промышленника. Потомственное богатство позволило Гуэлю на протяжении всей жизни финансировать все немыслимые идеи Гауди. 

 

Существует вторая, менее интересная, история знакомства Гауди и Гуэля. По мнению историков они познакомились на Всемирной выставке в Париже, где Гуэль заметил работу некому незнакомого архитектора. Звучит более правдоподобно, но менее интересно.

Чтобы посмотреть, как выглядят объекты, нажмите на заголовки

Парк Гуэль 

Это самый известный объект, который носит фамилию друга и мецената. Парк, который не похож ни на один на свете. Его невозможно скопировать, он выглядит словно это декорации к сказке. Кажется, что колоны – это стволы деревьев, которые подпирают второй ярус парка. Крыши домиков хочется съесть, потому что они похожи на мармеладные конфеты. Мозаика на заборчиках переливается и светится в лучах солнца, узоры не повторяются, а от разнообразия цветов и красок можно потерять разум. Они гипнотически действуют на сознание. 

Создание мозаики для парка - это отдельная история, если присмотреться, то можно рассмотреть, что знаменитые скамейки оформлены битой керамической плиткой. Архитектор первым придумал составлять мозаику из битой керамики, и даже нашел керамический завод, который поставлял ему неликвидную плитку. Осколки были разных размеров и никак не соответствовали между собой, поэтому результат получался еще более интересным и поразительным. Если плитки не хватало, то помощники архитектора отправлялись и на свалки, разыскивая подходящие оттенки. Говорят, на знаменитых скамейках, если присмотреться, можно рассмотреть строчки из молитв, отдельные даты, числовые ряды, формулы и зашифрованные знаки. Сам парк небольшой, но там можно провести часы или даже дни рассматривая детали, которые невозможно было придумать обычному человеку. Кажется, это природа пошутила или однажды пробудилась ото сна в самом своем лучшем настроении и создала этот парк. 

 

Изначально парк Гуэль рассчитывался, как территория с элитным жильем для жителей Барселоны, но земля никого не привлекала и даже недорогие участки не были куплены. Построено было только два дома, один принадлежал самому архитектору, там сейчас находится музей Гауди. А второй выкупил богатый юрист. Так вот этот дом переходил по наследству из поколения в поколение, пережил несколько судебных разбирательств, но сейчас находится в частном владении потомков этого юриста. Владельцы дома могут в любое время выйти в парк Гуэля и каждый раз благодарить своего прозорливого родственника.

 

Каса-Мила (Каменоломня)

 

Это здание в моем личном рейтинге обгоняет даже всемирно известную Саграда-Фамилия (Собор Святого Семейства). Первый раз увидев это здание, оно поразило и покорило меня своей серостью, мрачностью и величием. Кованные балконы пристально всматриваются вдаль, будто до сих пор держат злобу на город, который когда-то не принял здание и обсмеивал его. Каменная волна вырисовывает стену, на которой нет ни одной ровной линии. Гауди всегда брал вдохновение из окружающего мира, утверждая, что природа уже придумала все самое красивое, нам только необходимо позаимствовать у нее идеи и воплотить их. Вдохновение на Каса-Мила он нашел смотря на гору Монжуик, отсюда  каменные стены, напоминающие горный изгиб, балконы, как птичьи гнезда. 

Внутренний дворик напоминает сказочный лес с проникающим светом, красивыми лестницами и свисающими лианами цветов. Интересен этот дом не только снаружи, но и изнутри. Все квартиры имели окна на улицу и во внутренний дворик. Внутри не было несущих стен и владельцы могли сделать свободную планировку, а в подвале Гауди построил первую в мире подземную парковка. Он будто получил записку из будущего, где ему написали, что в 21 веке парковка в центре Барселоны будет очень проблематичной, поэтому надо бы паркинг подземный. Вот именно подземная парковка поразила меня больше всего. Потому что гении не живут сегодняшним днем, они читают будущее, и не смотря на критику, гнут свою линию. 

 

Когда Гауди строил Каса-Мила жители прозвали этот дом «Каменоломней». Во-первых, из-за своего внешнего серого и неприглядного вида. Во-вторых, из-за непрекращающегося звука. Для получения плавной волны, камень оттачивали непосредственно на здании. Поэтому звук разносился на весь квартал. Непризнанное здание в то время, сейчас собирает толпы туристов и признание всех ценителей искусства. Экскурсия внутри здания может принести детский восторг, потому что прикоснуться и побывать в местах, которые построил Гауди – это словно заглянуть в его сознание и глотнуть вдохновения на любое дело, которым занимаешься. 

Каса Бальо

 

Дом Бальо находится в «квартале раздора». Квартал получил такое название, потому что на одной улице рядом друг с другом три архитектора того времени решили построить самый красивый дом. И на мой взгляд дома архитекторов Доменека-и-Монтанера и Пуч-и-Кадафалка могли стать уникальными объектами архитектуры, но соседство с Домом Бальо, который построил Антонио Гауди, немного затмевает их шик. 

 

В Доме Бальо уникально все: цвет стен, окна, балконы, крыша, но обо всем по порядку. На первый взгляд дом может показаться радужным и веселым, но символизм заложенный архитектором в этот дом, меняет первое впечатление. Если посмотреть на крышу, то можно увидеть сходство с чешуйчатой спиной дракона, который лежит в своей пещере. Весь дом покрыт небольшим налетом этой разноцветной чешуи. Балконы напоминаю кости – жертвы дракона. А сверху в спину дракона вонзается копье, в виде небольшой башенки – символизирует победу светлых сил над злом. Здесь нельзя найти ни одной прямой линии, разве только окна вписываются по прямой. Сложно сразу сказать, на что в первую очередь бросается взгляд, но можно сказать точно, что уникальная крыша – это как раз то, что отличает этот дом от всех других в мире существующих.

 

Гауди был уверен, что крыша дома – это как шляпа у людей. Именно поэтому у Гауди нет ни одной одинаковой крыши у построенных им зданий. Как королева Англии тщательно выбирает каждую шляпку, так и Гауди наряжал свои дома, в самый изысканные и прекрасные головные уборы. 

Саграда-Фамилия – Собор Святого Семейства

 

Собор строят уже больше века. Проект был настолько масштабным, что закончить его при жизни архитектора было невозможно. Поэтому Гауди тщательно продумывал каждую деталь, даже учитывая технологии, которых тогда не существовало. Он знал, что однажды будут изобретены машины, которые помогут воплотить проект в реальность. 

Собор мог быть закончен раньше, если бы его разрешили строить на пожертвования. Сразу нашлось бы несколько миллиардеров, которые захотели бы присвоить себе славу за финансирование строительства собора. Но этого не допускают, потому что весь город верит, что собор Святого семейства – это искупление грехов города. Процесс должен занять время, собор должен быть выстраданным и заслуженным символом города. Поэтому только деньги за посещение туристами могут быть использованы в строительстве. И это немалые деньги. В среднем в год собор посещает 4,5 млн. туристов, умножим на самый дешевый билет 17 евро и получаем 76,5 млн евро в год минимум.   

Можно потратить много часов рассматривая только лишь фасады, которые выполнены в разных стилях, но объединены одной темой – жизнью Христа. Фасад Рождения получился очень нарядным, смотря на него хочется фотографировать каждый сантиметр.

Эмоции совершенно меняются, когда подходишь к фасаду Страстей. На нем изображены последние дни Христа и его Воскресение. Тайная Вечеря; Петр и воины, где Петр отрезает ухо одному из солдат; поцелуй Иуды, слева от фигуры расположен квадрат, говорят, что в нем боле 130 комбинаций, которые в сумме дают число 33 – возраст Христа; на другой стене можно увидеть, как Иисус предстал перед народом в терновом венке; еще дальше – путь в Голгофу. В центре над входом находится центральная фигура нижнего яруса – распятие Христа. Над входом выше всей композиции находится бронзовая фигура Христа, которая символизирует Воскресение Иисуса Христа. 

Это только несколько примеров, которые воплощены на фасаде Страстей. Смотреть на этот фасад тяжело, кажется, что  в кубических лицах фигур запечатлены вся пережитая скорбь. Здесь не хочется фотографироваться на фоне, вообще ничего не хочется, только всматриваться в глаза каменных людей. 

 

Задумывая проект, Гауди хотел сделать уникальный собор, не похожий на другие. У него это получилось, Когда входишь внутрь, то создается впечатление, что попал в сказочный лес, где белые стволы деревьев стремятся вверх, а пространство заполняет яркий, сказочный и разноцветный солнечный свет, такой эффект получается от невероятно красивых и ярких витражных окон.

Описывать собор можно бесконечно. Если собираетесь посетить это место, то рекомендую обязательно взять аудиогида или почитать о соборе заранее.

Финал без финала 

Гауди вел закрытую жизнь, о его личной жизни известно мало, у него не было детей. Все свое время он посвящал работе. Его можно было легко спутать с бездомным бродягой, потому что он был одет всегда в неприглядное старое пальто. Одним вечером он возвращался домой в своих мыслях, не обращая внимание ни на что вокруг. Переходя трамвайные пути не заметил приближающегося трамвая, а водитель не заметил Гауди и не успел затормозить. Из-за своего внешнего вида сердобольные прохожие отправили его в госпиталь, куда обычно доставляли бездомных. У Гауди не было при себе документов, поэтому в его лице никто не рассмотрел гения Барселоны. Только на следующий день друг архитектора нашел его умирающим, когда шанса на спасение уже не было. Так мир потерял одного из самых великих архитекторов.

Гауди будет жить вечно в каждом своем здании. Его будут помнить всегда. Будут появляться новые красивые и интересные здания, но Гауди навечно останется уникальным архитектором, который затеял самую долгую стройку века.